ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФОТОСЪЕМКА ЛЮДЕЙ

+7 (926) 230-25-00

09:00 - 22:00 ежедневно

Урок 3. Диафрагма объектива. Что такое глубина резкости объектива (ГРИП).

Урок 3. Диафрагма объектива. Что такое глубина резкости объектива (ГРИП).

Сегодня мы коснемся диафрагмы: для чего нужно уметь управлять размером диафрагмы и что за зверь «глубина резкости».


В первом уроке Школы цифровой фотографии мы уже познакомились с тем, как связаны выдержка и диафрагма, определяя правильную экспозицию, а во втором узнали как определяется экспозиция и как экспозамер влияет на выдержку и диафрагму - основа заложена, пора продолжить путешествие в мир профессиональной фотографии.

 

Хочется сказать пару слов для благодарного читателя: задача этого учебного курса не просто научиться получать технически грамотные фотографии, но уметь управлять фотоаппаратом на другом уровне, при этом совсем немного прикладывая к этому голову и мыслительные процессы в ней. Для многих «зеленый режим» стал родным и фотографии порой получаются неплохими, но у будущего фотомастера есть огромное желание понять «почему?», а у меня не меньшее желание ответить на этот вопрос.

  

Диафрагма объектива

 

Диафрагма располагается в объективе и представляет собой отверстие, пропускающее свет. Поскольку есть задача изменять размер этого отверстия, диафрагму изготавливают из нескольких лепестков, образующих отверстие переменного размера в зависимости от установленного на фотоаппарате значения: лепестки диафрагмы сходятся и света поступает мало или наоборот расходятся для увеличения светового потока. Значения диафрагмы объектива может меняться в пределах, заданных конструкцией объектива. Как я уже говорил, по сути, диафрагма – это дырка, размер которой может меняться и обозначается как число f. Диафрагменное число f обратно пропорционально размеру дырки, т.е. чем сильнее раскрыта диафрагма и больше света попадает, тем меньшее число f.

  

Управление диафрагмой

 

Как мы уже знаем, диафрагма участвует в формировании экспозиции, т.е. ограничивает количество света, падающего на матрицу фотоаппарата. Кроме того она непосредственным образом влияет на глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). Наверняка, рассматривая профессиональные фотографии, вы замечали, если на фото несколько объектов и расположены они от фотографа на разном расстоянии, один из объектов находится в фокусе (т.е. резкий), а остальные объекты (ближе и дальше) размыты. Такой эффект часто используется при портретной съемке или если требуется выделить объект на фотографии, акцентировать на нем внимание. Объект, который резкий, находится в зоне резкости и глубина этой зоны может изменяться посредством диафрагмы.

  

Расчет глубины резкости

 

Давайте проведем эксперимент: возьмите газету или журнал с текстом и положите на горизонтальную поверхность. Если есть линейка – положите ее перпендикулярно строкам. Расположите фотоаппарат под углом к поверхности и сфотографируете место пересечение одной из строк текста с линейкой . Теперь рассмотрим результат: часть текста оказалась резкой, а часть до и после – размытой. Посмотрев на линейку, можно с точностью до миллиметра сказать, какова глубина пространства от передней границы размытости до задней. Это и есть глубина резкости фото, сокращенно ГРИП.

 

Как я уже говорил, в зависимости от диафрагмы она (глубина резкости - ГРИП) может меняться:  чем меньше диафрагменное число f, тем сильнее будут размываться объекты за пределами этой резкой зоны и будет малая глубина резкости. И чем сильнее вы закрываете диафрагму (увеличивая диафрагменное число f), тем более резкими будут объекты вне зоны фокусировки. Таким образом достигается большая глубина резкости. Перечитайте последний абзац столько раз, сколько необходимо, чтобы запомнить его содержание - не бойтесь того, что не поняли этого с первого раза!

  

Просмотр глубины резкости

 

Глубину резкости можно проверить (посмотреть и оценить), нажав кнопку предварительного просмотра глубины резкости на фотоаппарате слева в месте крепления объектива к фотоаппарату (для фотоаппаратов Canon).  

Подведем итоги:

 

Диафрагма - основной инструмент управления глубиной резкости: на одиночных портретах необходимо размыть все объекты до и после модели (устанавливаем минимальное число f), а на пейзажных фотографиях необходимо оставить наиболее резкими как объекты на переднем, так и на заднем плане (трется увеличение диафрагменного числа f).

 

В следующем Уроке №4 мы узнаем, как управлять глубиной резкости в полуавтоматическом режиме AV и при этом устанавливать правильную экспозицию для получения хорошего освещения.

Понравилась статья?

+++--

Автор:

Дмитрий Кочетков

Профессиональный фотограф

к списку статей

читайте так же

02 апреля 2020 г.

14309

Урок 4. Режим приоритета диафрагмы (режим AV в Canon). Как выставить диафрагму.

Читать статью

23 февраля 2020 г.

2682

Урок 2. Замер экспозиции. Режим экспозиции. Компенсация экспозиции.

Читать статью

Комментарии

Добронрава

Дмитрий, я Вам очень благодарна и рада, что нашла Ваш сайт. Купила сегодня фотоаппарат, нужен для работы. Многого не могла понять, а теперь нашла в Ваших статьях нужную для меня информацию, Теперь буду изучать! С уважением, Светлана

ответить

Фотограф Кочетков Дмитрий

21 марта 2020 г.

Спасибо за отзыв, Светлана! Сейчас готовлю курс по основам композиции и в целом по творческой стороне фотографии, так что скоро порадую новыми статьями :-) Если есть вопросы, которые можно было бы отразить в публикациях - обращайтесь! Вам успехов и благодарных зрителей!

ответить
Windcold

Дмитрий здравствуйте, я не совсем понял этот урок, хотя пробовал сделать все так как вы писали. Дело в том, что у меня не получается сделать размытый задний фон. Я понял что чем меньше диафрагменное число тем размытей должен быть фон. Выставил, но нечего не получилось. Скажите пожалуйста в каком именно режиме получатся лучше размытый фон или все-таки надо специальный объектив и тогда параметры будут другие. У меня самое малое число в режиме (М), F 4, 5.6, 8, т.д Модель Canon EOS-1100D 18-55IS , фотоаппаратом пользуюсь 2 недели.

ответить

Фотограф Кочетков Дмитрий

13 апреля 2020 г.

Размытие заднего фона зависит не только от максимальной диафрагмы, хотя это первое и самое важное значение.
Также влияют: фокусное расстояние - чем оно больше, тем сильнее размывается фон; расстояние до объекта - чем оно меньше (чем ближе объект), тем сильнее размывается фон.

На вашем объективе при максимальном фокусном 55 можно выставить только диафрагму 5,6 и при такой диафрагме можно добиться лишь небольшого размытия. Сфотографируйте лицевой портрет - размытие будет присутствовать. Управлять диафрагмой можно в режиме приоритет диафрагмы AV, главное следить за выдержкой - она может стать слишком длинной при недостатке света.
Вообще, я советую дочитать статьи до конца - особенно следующую статью про режим приоритета диафрагмы. После экспериментов почитать еще раз. Если что-то непонятно, пишите комменты в статьях - я обязательно отвечу.
Кстати, если есть желание ощутить возможность своей камеры и получить размытый фот и красочные снимки, попробуйте купить фикс Canon ef 50mm f/1.8 - стоит он около 3500р., но удовольствие я гарантирую!

ответить
Windcold

Спасибо Дмитрий. Я воспользовался вашим советом. Как вы и писали я добился небольшого размытия (при максимальном зуме), но это была маленькая игрушка сына. Хотелось попробовать портрет и я рассматривал вариант о покупке объектива. Еще раз спасибо, что посоветовали своевременно какой объектив приобрести, а то, я сомневался, сэкономить на цене или приобрести дорогую оптику, но как показывает практика цена не всегда значит, что купишь качественную вещь. Ваш совет поставил точку на выборе объектива, теперь я знаю, что купить.

ответить

Фотограф Кочетков Дмитрий

14 апреля 2020 г.

Цена действительно определяет совокупность художественности и универнальности, ну и может быть качество исполнения (корпус и т.д.). Этот объектив не универсален и по качеству исполнения не АХ, но картинка и возможности самое то для начинаюшего, ищущего фотографа. Пока разочарований этим советом я не встречал. А после - будет уже практика и возможности попробывать что-то другое: классных объективов много :) Удачи в экспериментах!

ответить
Александр

Здравствуйте Дмитрий, Вы пишете очень доступно и понятно, недавно приобрел 600d, очень доволен, Авто режим уже не очень интересен. Иду дальше=)Спасибо Вам с уважением, Александр.

ответить

Фотограф Кочетков Дмитрий

10 мая 2020 г.

Александр, спасибо за комментарий - очень приятно. Удачи в изучении - у Вас впереди еще много открытий и приятных сюрпризов!

ответить
Олег

Дмитрий, во первых спасибо вам за вашу работу, очень помогло разобраться и пробудило желание пробовать. Теперь понятно, что к чему и как это работает. Во вторых подскажите, для чего нужны чила f 20-22, если уже при f 8.0-9.0 получается ровный снимок?

ответить

Фотограф Кочетков Дмитрий

19 мая 2020 г.

Олег, спасибо за отзыв - очень рад, что удалось помочь разобраться!

Действительно, на f/8.0-9.0 достикается максимальная резкость и достаточная глубина резкости для большинства задач. Но нужно не забывать, что света может быть очень много и даже такой короткой выдержки 1/8000с. может быть не достаточно для получения нужной экспозиции.
А иногда требуется длинная выдержка в яркий солнечный день, например, при съемке водопадов ...

Существуют даже нейтрально серые фильтры, снижающие интенсивность попадающего в объектив света (затемняющие изображение)!

ответить
Павел

Раньше снимал пленочным "Зоркий 4М". Многое поменялось, конечно. Уроки супер. Кратко и доступно. Спасибо)

ответить

Фотограф Кочетков Дмитрий

24 июня 2020 г.

Павел, спасибо! Удачи и обязательно подписывайтесь на новостную рассылку - скоро будет обновление.

ответить
Макс

Дмитрий, у меня вопрос. Возможно что-то я не совсем правильно понял,у вас в комментариях была фраза: "Также влияют: фокусное расстояние - чем оно больше, тем сильнее размывается фон". А я читал что у длиннофокусных объективов грип больше чем у короткофокусных. В чем всё-таки правда? И еще хочу задать вопрос о диафрагме. Непонятно значение чисел 1,4 2 2,8 4 5,6 и т.д. Почему именно эти цифры и что они значат? Спасибо!

ответить

Фотограф Кочетков Дмитрий

25 июля 2020 г.

Начнем с диафрагменных чисел: они означают на сколько закрывается диафрагма объектива относительно диаметра зрачка объектива, куда попадает свет. Т.е. если значение диафрагменного числа F4, то диаметр объектива поделите на 4 и через такое отверстие попадет гораздо меньше света. При F11 в объектив попадет совсем немного света и теперь становится понятно, почему снимки при такой диафрагме будут совсем темными (ну при прочих равных, конечно)!
Есть стандартный ряд диафрагменных чисел F – 1,0; 1,4; 2; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16; 22; 32. При изменении диафрагменного числа от меньшего к большему, количество попадающего света уменьшается ровно в два раза (и его можно компенсировать изменением выдержки на одну ступень - увеличить выдержку, сделать ее длиннее). В статье я сознательно не расшифровываю эти значения, поскольку они усложняют освоение фото и отпугивают новичков!

Про размытие и глубину резкости (ГРИП): тут в ваших познаниях есть ошибочка!
При большем фокусном расстоянии сильнее размывается фон (т.е. телеобъектив размоет фон сильнее, чем широкоугольный объектив при прочих равных условиях съемки) - это можно проверить, если воспользоваться формулой расчета глубины резкости. Приводить формулу тут не буду - ее можно посмотреть в любом поисковике, но главное понимать суть. Размытие сильнее (т.е. ГРИП меньше):
1. При съемке объекта, который ближе к фотографу.
2. При установке бОльшего фокусного рассояния.
3. При установке меньшего диафрагменного числа, т.е. с более открытой диафрагмой.

В первую очередь эти правила ощущают на практике люди, которые приобрели светосильный или теле объектив:
1. На KIT 18-55 при фокусном 18 размыть фон вообще нереально, а вот при 55 при съемке крупного портрета (с близкого расстояния) размыть фон уже можно. Когда начинаешь снимать, к примеру, на фикс 50 1.8, то фон можно размыть даже при съемке далеко стоящего человека просто установив диафрагму побольше (поменьше поставив диафрагменное число, например 2.0).
2. При фокусном даже установив диафрагму 5.6 - задний фон можно размыть очень значительно, вплоть до неузнаваемости. Но если объект очень далеко - размытие будет уже не таким явным!

Надеюсь мои разъяснения поставят все на свои места.
Удачных кадров!

ответить
Наталия

Здравствуйте Дмитрий! Не очень поняла что значит "можно посмотреть глубину резкости нажав кнопку...", поясните что должен показать фотоаппарат? у меня при нажатии на эту кнопку происходит только щелчок не понятно что делающий.

ответить

Фотограф Кочетков Дмитрий

06 августа 2020 г.

Во время щелчка диафрагма закрывается до установленного размера. Установите, например, диафрагму на 11, поверните фотоаппарат объективом на себя и зажмите кнопу проверки глубины резкости и не опускайте - увидите, как закрылись лепестки диафрагмы. Если смотреть в видоискатель - можно визуально оценить, на сколько велика глубина резкости.
На практике я это совсем не использую!

ответить
Artem

Очень рад что нашёл ваш сайт!!! Много интересного открыл для себя!!!

ответить

Фотограф Кочетков Дмитрий

21 августа 2020 г.

Спасибо! Буду стараться регулярно выпускать обновления.

ответить
Светлана

Замечательные уроки, то, что раньше не могла понять, здесь очень доступно описано, спасибо большое!

ответить

Фотограф Кочетков Дмитрий

13 сентября 2020 г.

Пожалуйста, заходите почаще.
Подписывайтесь, скоро будут новые статьи!

ответить
Оксана

Здраствуйте, Дмитрий! Приобрела фотоаппарат Sony Cyber -shot DSX300. Не получается сделать размытый задний фон. Выставила наименьшее диафрагменное число. И скажите пожалуйста как сделать размытым передний фон а задний четкий

ответить

Фотограф Кочетков Дмитрий

24 октября 2020 г.

Первопричина размытия переднего или заднего плана - уменьшение глубины резкости. Чтобы ее уменьшить - Вы правильно установили наименьшее диафрагменное число (т.е. увеличили диафрагму).

Так же на уменьшение глубины резкости влияет фокусное расстояние, установленное на объективе. Нужно воспользоваться зумом и приблизить объект - в этом случае заадний фон размоется.
Чтобы сделать резким задний фон - сфокусируйтесь на нем, объекты на переднем плане в этом случае будут размыты. Чем ближе объекты на переднем плане к фотоаппарату - тем сильнее будет их размытие!

ответить
1 2

Имя

Ваш комментарий


Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.