Статьи


Урок 2. Замер экспозиции. Режим экспозиции. Компенсация экспозиции.

Урок 2. Замер экспозиции. Режим экспозиции. Компенсация экспозиции.На прошлом уроке мы выяснили, что экспозиция – это количество света, ограничиваемое/задаваемое посредством выдержки (время) и диафрагмы (размер дырки). Если снимок нужной яркости (не темный и не пересвеченный), значит определена правильная экспозиция. Давайте теперь разберемся, а кто или что определяет эту экспозицию и каким образом получить снимок нужной освещенности.


Замер экспозиции

 

Во всех современных фотоаппаратах установлен прибор, который называется «Экспонометр». Он как раз и отвечает за совокупное значение выдержки и диафрагмы. В эру пленочной фотографии фотоаппараты не имели такого встроенного прибора и использовали внешние экспонометры. Замеряли различные участки объекта, который собирались фотографировать, вычисляли параметры выдержки и диафрагмы и после этого, установив их на фотоаппарате, производили съемку.

 

Работа экспонометра обычно отражается на экране фотоаппарата в виде шкалы от -2 (недодержка – изображение будет темным) до +2 (пересвет – изображение будет пересвеченным) и  «штриха» (насечка, палочка), который перемещается вдоль шкалы в зависимости от освещения.

 

 

Режимы замера экспозиции

 

Определение нужного количества света, т.е. расчет экспозиции, может производиться по разному: по всей площади кадра, по его центральной части или в какой-то конкретной точке – это можно указать в параметрах. Ведь часто бывает так, что на планируемой фотографии есть светлые и темные объекты, а значит и замерять освещение надо по-разному, чтобы не было пересвеченных или слишком темных объектов на фотографии.

 

В большинстве случаев используется «Оценочный замер» - автоматика фотоаппарата сама оценивает всю площадь кадра и сама решает, принимать во внимание очень яркие одиночные объекты или усреднить полученные значения. Современная автоматика почти всегда справляется с различными сложными сценами (контровый свет, одиночный источник света не в центральной части кадра и т.д.) и потому, в начале изучения фото, я рекомендую использовать именно «Оценочный режим» экспозамера.

 

 

Как экспозиция объекта влияет на выдержку и диафрагму

 

Давайте проведем эксперимент и смоделируем работу фотографа, работающего в полностью ручном режиме с использованием экспонометра.

 

Установите на главном диске управления ручной режим съемки «М» - это ручная экспозиция (постоянная экспозиция). Теперь установите произвольные значения выдержки и диафрагмы. При наведении на темный или светлый объект, перемещение «штриха» встроенного экспонометра показывает, какой получится снимок при заданных параметрах выдержки и диафрагмы: светлый (если правее «0») или темный (если «штрих» по шкале ушел в минусовую сторону). Выберете один объект для съемки и, изменяя выдержку и диафрагму, добейтесь того, чтобы штрих расположился на нулевом значении – это будет соответствовать правильно количеству света, т.е. правильной экспозиции. Сделайте снимок и оцените результат. Если снимок получился с правильным освещением – экспонометр сработал верно: им определена правильная экспозиция.

 

Теперь проведем другой эксперимент: добившись центрального расположения «штриха», не перемещая фотоаппарат на другой объект съемки, можно изменить значения выдержки и диафрагмы: выдержку сделать более короткую, а диафрагму увеличить (или наоборот). Замечу, «штрих» при этом должен оставаться на середине! Т.е. соотношение выдержки и диафрагмы изменилось, но экспозиция, т.е. количество света, попадающее в фотоаппарат, осталась прежней. Если вы сделаете снимок с такими настройками, результат по освещенности не будет отличаться от предыдущего снимка, при этом параметры экспозиции установлены другие.

 

 

Автоматическое определение экспозиции

  

Мы рассмотрели пример ручной установки экспозиции (выдержки и диафрагмы).  Если используется автоматический режим (зеленый квадратик на диске управления фотоаппаратов Canon), фотографу достаточно лишь нажать до половины на кнопку спуска и в этот момент экспонометр замеряет освещенность объекта, устанавливает параметры выдержки и диафрагмы самостоятельно, а при дожатии кнопки спуска открывается шторка и свет в нужном количестве по заданным параметрам попадает на матрицу. Но при этом фотограф не имеет возможности контролировать соотношение выдержки и диафрагмы!

 

Как происходит взаимодействие выдержки и диафрагмы при формировании экспозиции? Это взаимодействие грубо можно представить в виде формулы: t (Выдержка) + a (диафрагма)=Ev (Экспозиция). Экспонометр камеры определяет количество необходимого света и в зависимости от используемого режима фотосъемки (портретный, ночной или спорт – тема следующей статьи) оперирует одним из значений: выдержкой или диафрагмой, третья переменная просто высчитывается по формуле: и как вы понимаете, если в уравнении есть одна неизвестная, ее легко вычислить.

 

Таким образом, экспонометр является связующим звеном для выдержки и диафрагмы и позволяет получить правильно освещенный снимок при различных соотношениях выдержки и диафрагмы. Позже мы узнаем, для чего нам стоит научиться использовать разные соотношения этих показателей.

 

 

Компенсация экспозиции

 

Тем не менее, какой бы совершенной не была автоматика, она все-таки ошибается. Если вы работаете в ручном режиме, можно просто изменить значение выдержки и диафрагмы – это напрямую повлияет на экспозицию. А вот если вы используете творческий или автоматический ражим съемки – тогда проще всего компенсировать ошибку экспозамера (провести настройку экспозиции), указав фотоаппарату на сколько необходимо скорректировать количество попадающего на матрицу света. Коррекцию экспозиции можно сделать, передвинув «штрих» относительно шкалы в положительную или отрицательную стороны как бы говоря фотоаппарату: «ты говоришь снимок нормальный, но я хочу светлее/темнее». Но прошу, не забывайте  установить «штрих» после снимка обратно на нулевое значение, иначе другая фотография будет скорректирована в ту же сторону, т.е. получится пересвеченной или темной.

 

 

Подведем итоги:

  

Экспозиция (необходимое количество света) определяется фотоаппаратом по освещенности объекта съемки. В зависимости от значения экспозиции автоматика устанавливает значения выдержки и диафрагмы. Если экспонометр ошибается, мы можем внести корректировку и компенсировать эту ошибку прямым указанием фотоаппарату: на сколько изменить освещенность снимка и в какую сторону.

 

Понятие экспозиции в цифровой фотосъемке занимает основное значение и понимание этого вопроса представит Вашему вниманию в следующей Уроке №3 Диафрагма объектива. Что такое глубина резкости объектива (ГРИП) такие возможности, которые отличают работы профессионального фотографа от любителя. Если сейчас не все понятно - перечитайте статью еще раз, поэкспериментируйте с фотоаппаратом и все обязательно получится.



 

Комментарии

19 комментариев

Ваше имя:
Комментарий:

windcold 03.11.2012 21:07
спасибо за ваш труд, ваши уроки мне помогли на этом этапе.
ответить
Татьянка 20.12.2012 15:27
Статья написана потрясающе доступным языком! Надеюсь, теперь у меня не пропадет желание осваивать зеркалку и я буду пользовать автоматический режим в крайних случаях))
ответить
Фотограф Дмитрий Кочетков 20.12.2012 16:56
Спасибо, оч приятно это слышать! Надеюсь теперь пользовать автоматический режим не будет необходимости и желания! :-)
ответить
Александр 17.02.2013 01:07
Обалденные статьи. Все отлично расписано, все понятно даже новичкам, вроде меня. Буду посещать Ваш блог регулярно. Спасибо!
ответить
Фотограф Дмитрий Кочетков 18.02.2013 20:19
Спасибо за лестный отзыв!
ответить
Олег 11.03.2013 22:15
Дмитрий, подскажите, как лучше пользоваться коррекцией балланса белого. Ставить его в автоматический режим или выставлять в зависимости от условий съемки?
ответить
Фотограф Дмитрий Кочетков 12.03.2013 09:47
Я снимаю на автомате, поскольку конвертация из RAW предполагает редактирование и баланса белого в том числе. Кстати, процесс этот более чем простой - в скором времени выложу статьи по поводу работы с RAW форматом.
ответить
Анна 21.03.2013 00:46
ООчень доступно! Интересно, все понятно! перерыла кучу сайтов, случайно наткнулась на Ваш блог и зависла) Спасибо!
ответить
Дмитрий 12.07.2013 09:27
Дмитрий, и еще вопросы :): 1) не могу разобраться с экспозицией, если на улице светло мне нужно ее в + выставлять, а если темно или, например, фото делаю в лесу среди деревьев в - выставлять? 2) все же не пойму в светлый день на улице мне какую выдержку лучше делать для сочной и контрастной картинки и наоборот? Если можно примерно в цифрах..
ответить
Фотограф Дмитрий Кочетков 17.07.2013 12:35
Как я писал в статьях, фотоаппараты уже оснащены встроенным экспонометром и могут определять самостоятельно правильную экспозицию. Путем использования режима приоритета выдержки и приоритета диафрагмы вы управляете нужными параметрами, но экспозиция (количество света) остается одна и та же!

Выставлять ее в плюс и минус - это вопрос коррекции экспозиции, которую определила автоматика камеры. Это происходит, когда снимаете в контровом свете, тогда за счет попадания света от солнца или другого источника основной объект получается темным и нужно скорректировать экспозицию в плюс. Т.е. сделать снимок чуть светлее.

Когда на темном фоне есть светлый объект, автоматика ориентируется на общую тональность кадра и светлый объект попросту пересвечивается. В этом случайте корректируйте экспозицию в минус!
ответить
Ксения 13.07.2013 14:21
Здравствуйте!У меня вопрос к вам как к фотографу помогите пожалуйста...гуляли в парке фотографировала сына,но фотографии не получились как бы я хотела! Выдержка 1/200 диафрагмма f/5.6 ИСО 400 фотографии темные!Что я делаю не так?
ответить
Фотограф Дмитрий Кочетков 19.07.2013 10:04
Попробуйте сделать более длительную выдержку, например 1/60. На сколько понимаю объектив у Вас китовый 18-55 3.5-5.6, а значит диафрагму увеличить на портретном фокусном 55мм не получится. Если при установленной выдержке будет все-равно темно, то придется увеличивать ISO!

Используйте полуавтоматические режимы AV приоритет диафрагмы и TV приоритет выдержки. Вы управляете одним параметром, а остальные устанавливаются автоматически.
ответить
Сергей 19.02.2014 02:18
У меня вот какой вопрос, не знаю почему другие этого не спросили... что мы получим по данной выше формуле? t (Выдержка) + a (диафрагма)=Ev (Экспозиция), если можно в цифрах пожалуйста. 60+5.6=65,6 как понять полученное число и как применить его в деле?
ответить
Фотограф Дмитрий Кочетков 19.02.2014 10:56
Сергей, не нужно воспринимать это как математическую формулу. Нельзя сложить выдержку (например, 1/60) и диафрагменное число (например 5,6). Нужно понимать, что при установки таких параметров, экспозиция будет одна, а при установке других - другая.

Приводить таблицы экспопар - как мне кажется, это не для новичка. И погружаться в эти терни нет никакой необходимости при наличии экспонометров, которые есть сегодня в каждом фотоаппарате. Автоматика дает возможности - мы их реализуем! :) Главное - это понять принцып!
ответить
еще ответы
Паутина 01.06.2014 16:52
Большое спасибо автору за написанную понятным языком статью! =)
ответить
Фотограф Дмитрий Кочетков 24.10.2016 17:15
Обращайтесь :)
ответить


  •  Однозначно Canon
    65голосов
  •  Nikon лучший
    58голосов
  •  Pentax, Sony или др.
    4голосов
  •  Все равно чем снимать
    4голосов

Подписаться на новости
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Введите код с картинки
Карта сайтаОбмен ссылками