ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФОТОСЪЕМКА ЛЮДЕЙ

+7 (926) 230-25-00

09:00 - 22:00 ежедневно

Урок 11. Для чего нужна внешняя фотовспышка. Работа со вспышкой. Как фотографировать со вспышкой. Съемка со вспышкой на улице и в помещении.

Урок 11. Для чего нужна внешняя фотовспышка. Работа со вспышкой. Как фотографировать со вспышкой. Съемка со вспышкой на улице и в помещении.

Урок 11. Для чего нужна внешняя фотовспышка. Работа со вспышкой. Как фотографировать со вспышкой. Съемка со вспышкой на улице и в помещении.Для чего нужна фотовспышка всем известно: если не хватает освещения, накамерная вспышка производит световой импульс и фотокамера получает достаточное количество отраженного от объекта света, для правильного освещения фотографии.


Мы достаточно далеко зашли в изучении цифровой фотографии и сегодня узнаем, как сделать съемку в помещении действительно красивой! Работа со светом - залог успеха фотографа!

 

 

Накамерная (встроенная) вспышка

 

Мощности и возможностей накамерной вспышки в большинстве случаев не достаточно для получения красивой фотографии. Световой импульс направлен на объект съемки непосредственно от фотоаппарата, а значит высвечиваются естественные светотени, которые образуются в глазных впадинах, под носом и подбородком. Именно по этой причине человек перестает быть похожим на себя, а изображение теряет объем и фактуру. Кроме того, при вертикальных кадрах на фон отбрасываются уродливые боковые контурные тени – для более менее увлеченного фотографа это должно стать дурным тоном. А как вам жирные блики на лице и красные глаза? Не редки случаи, когда мощности встроенной вспышки просто не хватает для освещения нужного пространства.

 

 

Использование внешней вспышки.

 

Именно съемка с внешней вспышкой ставит фотографию в помещении и в условиях недостаточной освещенности на качественно новый уровень. Пользоваться внешней вспышкой не сложнее, чем встроенной и единственным недостатком является увеличение габаритов фотоаппарата. Первым и основным преимуществом работы с внешней фотовспышкой является наличие мобильной головки, позволяющей направлять световой поток в любом необходимом направлении. Создание отраженного света от потолка, стен, расположенных рядом объектов позволяет моделировать заполняющее освещение (фон не проваливается в черноту) и добиваться нужного светотеневого рисунка на объекте съемки.

 

 

Как фотографировать с внешней вспышкой в отраженном свете

 

Первое и основное правило получения качественного изображения при работе с внешней вспышкой: исключите прямое (непосредственное) попадание света от вспышки на объект съемки. Даже небольшой наклон вспышки в сторону объекта может оставить следы на фоне и высветлить естественные светотени. То же относится к использованию выдвижного язычка или прикрепленных картонок/визиток/бумажек.

 

 

Как настроить внешнюю вспышку. Компенсация мощности при работе с внешней вспышкой.

 

Принцип работы вспышки основан на замере освещенности объекта съемки, сравнении этой освещенности с установленными параметрами на фотоаппарате и выставлении необходимой мощности самой вспышки. Для более точного определения необходимой мощности внешней вспышки непосредственно перед съемкой производится предварительный импульс, анализируется полученное освещение и устанавливается соответствующая мощность вспышки для основного импульса. Глазом мы не можем заметить, что фотоаппарат сделал два импульса. Такой режим работы вспышки называется ETTL.

 

 

Поскольку при использовании отраженного света часть этого света рассеивается, теряется и не попадает на главный объект съемки необходимо сказать об этом технике. Чтобы уровень мощности вспышки был рассчитан с учетом возможных потерь. Для этого в режиме ETTLработы вспышки устанавливаем компенсацию экспозиции в размере +2/3. При увеличении расстояния до отражающих поверхностей это значение может увеличиваться (например, высокие потолки).

 

 

Создание светотеневого рисунка при работе с внешней вспышкой

 

Не бойтесь использовать различные углы падения отраженного света. Не обязательно направлять вспышку вертикально вверх. Поэкспериментируйте: поднимите вспышку вверх и отклоните от вертикали на 45 градусов в сторону.  Порой еще интереснее снимки получаются при отражении света внешней вспышки от стены, т.е. при направлении головки вспышки по горизонтали в сторону стены (при этом продолжайте избегать прямого попадания света на объект съемки).

 

Старайтесь не использовать для отражения света от внешней фотовспышки окрашенные поверхности, если их цвет отличается от общего оформления помещения. Если рядом нет объектов для отражения (большой зал с высокими потолками), тогда очень может пригодиться световой диск (светоотражатель) с диаметром более 1 метра или простой лист  бумаги формата А0. Направьте головку вспышки на отражатель и получите заполняющее освещение. Чем больше размер отражателя, тем более естественно будет выглядеть освещение.

 

 

Съемка со вспышкой на улице днем.

 

Часто сталкиваюсь с практикой использования внешней фото вспышки на улице днем и сам бывало пробовал смягчать жесткий светотени в яркий день и подсвечивать объекты в контровом свете. Несмотря на действенность этой техники, все-таки считаю, что если требуется избежать жестких теней, то лучше использовать все тот же дисковый отражатель. С контровым светом поступаем аналогичным образом или меняем точку съемки. Во-первых, цветовая температура солнечного света и вспышки разная, потому появляются проблемы с цветопередачей. Во-вторых, высветляются естественные светотени, так полюбившиеся любому фотографу после начала съемки со вспышкой в отраженном свете.

 

 

Подведем итоги.

 

Ответ на вопрос «Как снимать с внешней вспышкой» варьируется в зависимости от окружающих объектов, но правильное использование внешней вспышки позволяет не только улучшить техническое качество снимков, но и реализовать многие творческие задумки. В будущем я еще вернусь к этому важному вопросу, ведь изложенный в этой статье материал лишь отчасти может отразить возможности внешней вспышки.

Понравилась статья?

+++--

Автор:

Дмитрий Кочетков

Профессиональный фотограф

к списку статей

читайте так же

29 апреля 2019 г.

1104

Техника свадебного фотографа или что взять фотографу на съемку свадьбы

Читать статью

09 февраля 2019 г.

7982

Как фотографировать в загсе: Секреты световых ловушек при съемке в загсе.

Читать статью

Комментарии

Сергей

Дмитрий, я видел как профессиональные фотографы прикрепляют листы картона или небольшие софт боксы к внешней вспышке. Я думаю, что это смягчяет свет и лица людей получаются мягко освещенными. Нет бликов и провалов в тенях. Уже собрался купить такой софт бокс, тут написано не стоит - что мне теперь делать?

ответить

Фотограф Кочетков Дмитрий

18 августа 2020 г.

Софт-боксы и другие насадки на камеры нужны только в условиях, когда нет рядом отражающих поверхностей (стены, потолки, шторки и т.д.) или эти поверхности черные или зеркальные! Только в этих случаях стоит использовать софт-бокс, чтобы сделать источник освещения как можно больше и мягче. Фотографировал в ресторане со стеклянными потолками на 8-10 метров и даже в таких условиях удобнее отражать от потолка, чуть чуть повысим ISO для достатка света. Т.е. рассеиватель на вспышку - это по сути самый крайний вариант. Причем, если уж выбираете софт-бокс для вспышки - выбирайте самый огромный, какой найдет! А чтобы поэкспериментировать - берем контейнер от доширака и, проделав дырку в дне, надеваем на вспышку. Полный аналог небольших софт-боксов - уверен, в сравнении с грамотным использованием вспышки от отражающих поверхностей даже для начинающего фотолюбителя станет очевидно - это никуда не годный вариант!

ответить
Евгений

Недавно приобрел себе внешнюю вспышку, фотографирую в помещении в режиме приоритета диафрагмы, но снимки получаются часто смазанными. Посмотрел свойства файла - выдержка 1/30 - 1/50... Но если фотографировать с приоритетом выдержки, я не могу управлять диафрагмой, дазмыть фон на портретах или сделать большую глубину резкости для съемки нескольких человек. Помогите, как правильно установить параметры фотоаппарата при съемке со вспышкой? Спасибо!

ответить

Фотограф Кочетков Дмитрий

23 августа 2020 г.

Евгений, я в помещениях всегда снимаю в ручном режиме М - это не сложнее полуавтоматических режимов! Устанавливаете соответствующую выдержку, чтобы не было смаза и шевеленки (в большинстве случаев подойдет 1/100), диафрагму в зависимости от задачи и пользуетесь вспышкой как описано в статье. Единственный ньюанс - это значение iso. Его ставьте в зависимости от общего освещения в помещении: если задний план проваливается в темноту, стоит повысить iso чувствительность и на снимке появится глубина!

ответить
Иван

Здравствуйте! снимаю с внешней вспышкой, как избавиться от синяков под глазами? и еще вопрос при съемку в помещение получается что сам объект подсвечен нормально а задний фон проваленный,что это влияет?

ответить

Фотограф Кочетков Дмитрий

11 сентября 2020 г.

Сильные теневые провалы образуются, когда вспышка направлена вертикально вверх и тень не смягчается рассеянным светом! Попробуйте направить вспышку не просто вверх, но еще и немного вбок, чтобы от стен пошло отражение света и заполнило тень. И можно даже отклонить немного назад, т.е. себе за спину - опять же на лицо попадет немного света! Главное не пытайтесь использовать визитки, листы бумаги, прикрепленные к вспышке, не наклоняйте рефлектор вспышки на человека! Даже небольшой наклон убьет всякий светотеневой рисунок!

Для проработки фона увеличьте выдержку и раскройте диафрагму - это обеспечит большее количество света. Если выдержка может стать слишком длинной, а диафрагма открыта на полную - увеличьте чувствительность iso. Задний план, не освещенный вспышкой, станет светлее, а место освещения вспышкой останется светлым, но не пересвеченным, поскольку мощность импульса подкорректируется автоматикой фотоаппарата и вспышки!

ответить
Дмитрий

Дима не знал куда написать этот вопрос, напишу сюда. А сильно большая разница между вспышкой и обработкой фото в raw. Я имею в виду, что, например, направив вспышку на стену как я понимаю становится больше за полняющего света, но и в программе камера raw можно повысить сильно и заполняющий свет и экспозицию. Спрашиваю потому, что вспышки не имею, но пробовал фотографировал: очень темный кадр в помещении и в камера рав поправил его до фото сделанного в том же месте с правильной экспозицией и вроде разницы сильно и никакой нет?

ответить

Фотограф Кочетков Дмитрий

12 сентября 2020 г.

Спасибо за вопрос.
Начну с того, что обрабатывая файл в какой-либо программе, все равно приходится работать с исходником и чем он качественнее, тем более лучшее изображение будет в конечном итоге.
Если вытягивать из темного raw изображение с правильной экспозиции, по сути это тоже самое, что увеличить чувствительность iso непосредственно при съемке. В результате такого увеличения iso сильно страдает качество изображения: в первую очередь снижение резкости, контраста, возрастание количества цифрового шума. Поэтому компенсировать отсутствие вспышки обработкой из raw - это не выход. Разница была незаметна видимо потому, что при съемке со вспышкой было установлено больше значение iso и свет от вспышки просто немного "добил" света, но не был определяющим!

Кроме того, не стоит забывать, что внешняя вспышка может моделировать светотень (быть не только заполняющей), которая в большинстве случае интереснее естественных теней от ламп/люстр в помещении.

Сейчас много альтернатив дорогим родным вспышкам от Nikon и Canon. Например, Nissin - достойный китайский вариант за вменяемые 5000р. И если правильно научитесь ей пользоваться - не будет предела радости!
Удачных фото-экспериментов и хороших фотографий. Обращайтесь!

ответить
Дмитрий

Получается что можно тогда если нет опыта то iso ставить поменьше, и не боятся немного темной фотографии ведь обработал raw можно поэтапно повысить как бы чувствительность чтобы не переборщить?

ответить

Фотограф Кочетков Дмитрий

13 сентября 2020 г.

Обычно нарочно немного затемняются фотографии при съемке на солнце, чтобы наверняка избежать пересвета!
А в помещении я рекомендую устанавливать ручные параметры и использовать внешнюю вспышку, iso при этом минимизировать. В большинстве случае автоматика работает не идеально, да и условия тоже отличаются (оттенки потолков, наличие смешенного освещения) и потому часто фотографии и так приходится доводить. А вот специально создавать условия повышения iso в дальнейшем я бы не стал!
Поснимайте с внешней вспышкой - это гибкий и удобный инструмент и, уверен, многие вопросы отпадут сами собой!

ответить
Арина

Здравствуйте, Дмитрий! Как и многие, хочу Вас поблагодарить за доходчивый материал в школе и за интересные и полезные статьи по технике. С нетерпением жду следующих уроков. С уважением, Арина.

ответить

Фотограф Кочетков Дмитрий

25 сентября 2020 г.

Арина, спасибо! Обязательно буду продолжать! Такие отзывы очень мотивируют :-)

ответить
Евгений

Дмитрий, хороший материал, респект ) Но не верная терминология! Встроенная в фотоаппарат вспышка так и называется встроенной. Накамерная вспышка, это отдельный вспышка установленная в горячий башмак аппарата, установленная "на камеру" ;о) Внешняя вспышка, это та же самая вспышка установленная отдельно от аппарата, на стойку/штатив/струбцину, и синхронизированная с аппаратом каким либо способом, радио/ИК/оптически. :о)

ответить
Ульяна

Здравствуйте, Дмитрий! Такой вопрос... Приобрела вспышку на свой Кэнон 650Д. Также студийную вспышку на 150А и софтбокс с зонтами. Это для начала, чтобы попробовать как это все работает. Подскажите, почему так получается, что при фотографировании с одного места снимок получается хорошо подсвеченным, а чуть стоит отойти или покрутить зум снимок становиться совсем темным?

ответить

Фотограф Кочетков Дмитрий

24 октября 2020 г.

Добрый день, Ульяна!
Скажите, каким объективом снимаете и с какими параметрами?

Скорее всего при одинаковой выдержке и чувствительности ISO установлена максимальная мощность вспышки. При зуммировании на большее фокусное расстояние размер диафрагмы уменьшается, а значит меньше света попадает на матрицу, отсюда и более темные фотографии. Попробуйте компенсировать снижение светосили более длительной выдержкой и более высоким ISO.

ответить
Ульяна

Объектив брала и ширик 18-55 и телевик 35-120. В обоих случаях так получается. Смотрю свойства двух фотографий, светлой и темной. Диафрагма f/4, выдержка 1/60c и ISO 100 одинаковые у обоих снимков, фокусное расстояние у темной 60, а у светлой 55.

ответить

Фотограф Кочетков Дмитрий

26 октября 2020 г.

Ну тут только разница в мощности импульса вспышки может быть! В первый раз сработала на полную мощность, второй раз - на половину. Возможно, просто не успела перезарядиться!

Пришлите на почту снимки - оценить.
Спасибо и удачи!

ответить
Павел

Добрый день. Спасибо за уроки. Хотелось бы ещё продолжения. :) Например, урок об использовании разных "примочек" к объективам: бленда, светофильры, макро-кольца, может еще какие-то элементы. Для чего они нужны и как их применять.

ответить

Фотограф Кочетков Дмитрий

14 ноября 2020 г.

Павел, спасибо за отзыв!
Обязательно продолжу! :)
Сейчас готовлю к публикации статьи творческой стороне. По технике - собирают идеи, на которые писать статьи.

Хороших вам снимков.

ответить
Алекс

Дмитрий, спасибо за интересные и нужные уроки. Но какие Вы дадите рекомендации по съёмке в пещерах, сталактиты-сталагмиты с применением внешней (дополнительной) фотовспышки. Спасибо.

ответить

Фотограф Кочетков Дмитрий

15 декабря 2020 г.

Я фотографировал в пещерах в Абхазии со штатива. Если есть возможность, возьмите пару вспышек и радиосинхронизатор. Могу даже конкретные модели назвать от наших китайских друзей - сам имею такой комплект и он мне помогает моделировать студийное освещение. Так вот расставляете их по пещере так, чтобы подчеркнуть фактуру, выделить объем и фотографируете. Поскольку вспышки работают в ETTL режиме, даже заморачиваться с ручными настройками не нужно - все просто и прозрачно! Более оперативно на ваши вопросы всегда готов ответить в моем инстаграм аккаунте @profifoto.ru Подписывайтесь и пишите! https://www.instagram.com/profifoto.ru/

ответить

Имя

Ваш комментарий


Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.